Порядок рецензирования рукописей

1. Рецензированию подлежат все статьи, поступающие в журнал.

2. Проводится двойное (предварительное и основное) рецензирование статей, в которых излагаются результаты исследований на соискание ученой степени кандидата, доктора наук по педагогике и психологии, а также итоги междисциплинарных исследований по тематике, смежной с этими научными областями. Заключение, сделанное по результатам предварительного рецензирования, является основанием для направления статьи на процедуру основного рецензирования либо основанием для отказа в публикации.

3. Предварительное рецензирование носит внутренний характер, определяет соответствие темы статьи научным специальностям журнала, ее общую направленность, соответствие структуры и содержания статьи требованиям издательства и ВАК при Министерстве науки и высшего образования РФ. Предварительное рецензирование имеет целью определение возможности принять материал для основного рецензирования. В процессе предварительного рецензирования текст рецензии рецензентом не составляется и автору не передается.

4. Рецензирование инициативных публикаций видных ученых, известных исследователей в области наук об образовании, академиков Российской академии наук и Российской академии образования может проводиться в форме консультаций с членами Редакционного совета, Международного редакционного совета и/или крупными учеными – специалистами в соответствующей области.

5. Статьи направляются рецензентам для предварительного рецензирования электронной почтой в срок, не превышающий 10-ти рабочих дней с момента поступления материала в редакцию.

6. Рецензенты рассматривают научные статьи в срок не более 10-ти рабочих дней на этапе предварительного рецензирования и не более 30-ти рабочих дней на этапе основного рецензирования. Рецензирование проводится на основании общих критериев, принятых в научном сообществе: структура статьи, научный уровень, новизна, оригинальность, обоснованность выводов, практическое значение, язык и логика изложения, оформление статьи, библиографического списка и ссылочного аппарата.

7. Решение рецензента на этапе основного рецензирования должно носить мотивированный характер, выводы излагаются в краткой форме. Наиболее четко и развернуто в основной рецензии должен быть сформулирован отказ в публикации статьи. Основная рецензия может содержать рекомендации по доработке статьи или ее публикации без изменений.

8. Получение положительного заключения по результатам предварительного рецензирования не является гарантией принятия статьи к публикации по итогам основного рецензирования. 

9. Рецензии представляются в редакцию журнала «Высшее образование сегодня» по электронной почте и хранятся во внутренней базе данных редакции в течение 5-ти лет.

10. Рецензии и соответствующие научные статьи выборочно рассматриваются членами Редакционного совета с целью определения квалификации и объективности рецензентов. Выводы членов Редакционного совета служат основанием для конкретных мер по улучшению процедуры и порядка рецензирования, а также подбора рецензентов.

11. Ответственность за организацию работы по рецензированию статей возлагается на главного редактора журнала «Высшее образование сегодня».

12. Рецензенты подбираются Редакционным советом и редакцией журнала из числа видных ученых и специалистов в области педагогики, психологии и смежных дисциплин.

13. Авторы, получившие отрицательное заключение на свои статьи по результатам основного рецензирования, и заинтересованные в доработке и повторном направлении статей в редакцию журнала, могут ознакомиться с содержанием рецензии, направив запрос на электронный адрес редакции журнала.

14. Редакция направляет копии рецензий в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации при поступлении соответствующего запроса.

15. На основании обращений, содержащих доказательную аргументацию о существенных изъянах в статьях, ранее опубликованных в журнале «Высшее образование сегодня», Редакционным советом или редакцией может быть произведено ретрагирование этих статей, то есть распространение информации о лишении этих статей статуса научных публикаций.

16. Основанием для ретрагирования служат отступления от норм научной добросовестности и этики научных публикаций, включая искажение результатов исследований, заимствование текстов других авторов, конфликт интересов.

17. Основаниями для ретрагирования научных статей являются:

  • обнаружение плагиата в публикации;
  • дублирование статьи в нескольких изданиях;
  • обнаружение фальсификаций или фабрикаций в статье (подтасовка экспериментальных данных);
  • выявление серьезных ошибок в статье, ставящих под сомнение ее научную ценность;
  • некорректный состав авторов (отсутствует лицо, которое имеет все основания называться автором статьи, или включены лица, не являющиеся авторами);
  • скрытый конфликт интересов и иные существенные нарушения этики научных публикаций;
  • перепубликация статьи без согласия автора.

18. Обращение с предложением о ретрагировании конкретной статьи, поступившее в редакцию, проверяется на предмет его достоверности с участием членов Редакционного совета и/или компетентных экспертов.

19. Решения о ретрагировании статей размещаются на сайте журнала «Высшее образование сегодня» в разделе «Архив». Редакция журнала информирует автора (авторов) о ретракции статьи и обосновывает ее причины.

В.И. ЗвонниковПовышенное внимание к публикационной активности профессорско-преподавательского состава привело к резкому увеличению числа научных журналов не только в России, но и в мире. Журнал «Высшее образование сегодня» в этом потоке не потерялся, а продолжает сохранять свое уникальное лицо. Редакция не ограничивается соблюдением признанных общепризнанных наукометрических требований, но и серьезно занимается научным и литературным редактированием, художественным оформлением журнала. Большое внимание уделяется рецензированию статей. И вот что ценно: статьи, получившие замечания рецензентов, как правило, не отбрасываются, а вместе с авторами дорабатываются, подтягиваются до надлежащего научного уровня. И я считаю, что это очень нужное дело — помочь автору, особенно начинающему, сформулировать и оформить свои идеи. Слово «журнал» переводится с французского как дневник. И действительно, научный журнал должен представлять собою своего рода летопись своей области знаний. Но большинству современных научных журналов это не удается. Они формируются и издаются как сборники статей: так попросту проще. Редакционный совет, редакция журнала «Высшее образование сегодня» этому искушению не поддались. Во всяком случае, крупные события в жизни высшей школы в нем всегда находятся на первом плане. Считаю, что эта практика себя оправдывает.

В.И. Звонников, доктор психологических наук, профессор, 
генеральный директор Ассоциации организаций развития управленческого образования,
член Редакционного совета журнала «Высшее образование сегодня» (до 2021 года )